Английская поэзия


ГлавнаяБиографииСтихи по темамСлучайное стихотворениеПереводчикиСсылки
Рейтинг поэтовРейтинг стихотворений

Томас Харди. Биография



Томас Харди (Thomas Hardy)


Томас Харди (Томас Гарди, англ. Thomas Hardy; 2 июня 1840, Аппер-Бокхэмптон, графство Дорсет — 11 января 1928, Макс-Гейт близ Дорчестера) — английский писатель и поэт.

Томас Харди родился в 1840 году в деревушке Верхний Бокхемптон, в одной миле от Дорчестера, графство Дорсет. Вся его деревня состояла из восьми домов, населённых рабочими, а её население составляло около пятидесяти человек. Отец и дед Харди были каменотёсами и строителями. Харди вместе с двумя сёстрами и братом воспитывались дома под руководством матери. Мать Томаса, умевшая читать, но не умевшая писать, решила, что сын достоин лучшего образования, чем то, которое получила она сама. В девятилетнем возрасте Томаса отправили учиться в церковно-приходскую школу в Дорчестере. Одноклассники сочли Томаса скромным и 'некомпанейским'. Обучение Томаса продолжалось и после школы — мать настаивала на том, чтобы он читал много 'хороших' книжек.

В 16 лет Томас закончил школу и поступил в ученики к местному архитектору. В течение пяти лет он обучался в дорчестерской фирме перед тем, как переехал в Лондон в 1862 году. Там он продолжил изучение архитектуры в Королевском колледже и был принят на работу предприимчивым архитектором Артуром Бломфелдом, у которого обучился искусству восстановления церквей. В Лондоне Харди также учился живописи и самостоятельно изучал греческий и латынь — с пяти до восьми утра каждое утро. В 1867 году, когда Харди вернулся в Дорчестер для работы по проектированию и восстановлению церквей, он завершил свой первый роман, для которого так и не смог найти издателя, а в дальнейшем, по совету Джорджа Мередита, отказался от попыток его публикации и уничтожил рукопись. Второй роман Харди, «Отчаянные средства» (англ. Desperate Remedies), был опубликован в 1871 году анонимно. За год до этого он встретил в Корнуолле свою будущую первую жену Эмму, на которой женился в 1874 году.

Они прожили вместе в Дорсете и в Лондоне десять лет, в течение которых Харди стал профессиональным писателем. Первое признание пришло к нему благодаря пятому по счёту роману, «Вдали от обезумевшей толпы» (англ. Far from the Madding Crowd), впервые опубликованному с продолжением в лондонском журнале «Корнхилл», а позднее вышедшему отдельной книгой.

К 1885 году Харди заработал достаточно средств для того, чтобы окончательно перебраться в Дорчестер. Там он построил дом, Макс Гейт, для себя и для Эммы (детей у них не было). Начиная с 1887 года он обратился к написанию коротких рассказов, сюжеты которых он черпал из жизни Дорсета. Теперь его имя стало хорошо известным в литературных кругах, а лондонские журналы хорошо платили за публикации его рассказов. Они были собраны и опубликованы в трех сборниках — «Уэссекские рассказы» (1888), «Группа Благородных Дам» (1891) и «Маленькие Иронии Жизни» (1894).

В 1912 году Эмма умерла от сердечного приступа. Харди, которому в то время было 72, уже несколько лет не писал романов, с тех самых пор, как «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и «Джуд Незаметный» шокировали многих викторианских читателей и настроили их против автора. Теперь он писал только стихи и поэмы, в основном, о своих взаимоотношениях с Эммой, со своими родными и о деревенской жизни. Несмотря на громкую славу — Харди стал кавалером Ордена Заслуг — в своем творчестве он остался верен своим дорсетским корням.

Четвертый и последний сборник его рассказов «Изменившийся человек» был опубликован в 1913 году. Год спустя, он вторично женился — на писательнице Флоренс Дагдейл. Они прожили вместе в Макс Гейте до самой смерти Харди в 1928 году, когда ему было 87 лет. Тело Харди было захоронено в Вестминстерском аббатстве, а сердце — в могиле Эммы, неподалеку от места рождения писателя.


Харди — последний из представителей эпохи королевы Виктории. Всего Харди издано двадцать пять наименований — романов, сборников рассказов и стихотворений.

Большинство своих романов и рассказов посвятил крестьянам. Этот выбор среды и обстановки он объясняет тем, что «поведение высших классов маскируется условностями и подлинный характер не легко разглядеть; если его увидишь — зарисуешь субъективно. У представителей низших классов поступок — прямое выражение внутренней жизни; посему характер раскрывается в поведении и может быть зарисован». Описывая трагическую судьбу своих героев, Харди обнажает социальную основу психологических конфликтов и выступает против мертвящих моральных норм викторианской эпохи. Но, обращаясь к противоречиям действительности, Харди не видит путей к их разрешению. Действительность подавляет писателя, чем определяется общий трагический тон его произведений. В «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891) честная женщина, пойдя на преступление за своё счастье, гибнет на эшафоте; герои «Джуда Незаметного» (1896) — жертвы буржуазной морали; герой «Мэра Кэстербриджа» (1886) обрекает себя на моральное самоубийство. Человек Томаса Харди борется с безразличными — не «добрыми», но и не «злыми» — силами, он — в конфликте с социальной средой, своими желаниями и волею третьих лиц и борьбу эту почти всегда проигрывает. Несколько особняком в ряду его романов стоит раннее произведение — сельская идиллия «Под деревом зелёным, или Меллстокский хор». Среди сборников стихотворений и рассказов лучшие: «Стихи Уэссекса» (1888), «Life’s Little Ironies» (1894) — проникнуты тем же пессимизмом, как и романы. Наисильнейшей стороной творчества Харди является анализ трагических конфликтов и описание английского быта. В области языка он продолжает традиции английских классиков и целиком принадлежит XIX веку. В то же время, как полагает Б. А. Кузьмин, «в его созданиях есть что-то от пластичности и убедительности образов Толстого. Подобно Мопассану, даже поддаваясь влиянию декаданса и, в частности, философии Шопенгауэра, он сохраняет широкий, реалистический взгляд на жизнь. Больше того, в отличие от Мопассана Харди умеет находить героев, наделенных подлинной силой и цельностью характера».

Харди написал также трёхактную драму в стихах «Династы» (1904—1908) из эпохи наполеоновских войн; она интересна как попытка к возрождению эпопеи, но затейливая и громоздкая композиция обрекла эту попытку на неудачу.



Стихотворения поэта:
  1. Барабанщик ХоджDrummer Hodge
  2. Перед зеркаломI Look Into My Glass
  3. Дрозд в сумеркахThe Darkling Thrush
  4. К жизниTo Life
  5. В лунном светеIn the Moonlight
  6. После меняAfterwards
  7. Души убитыхThe Souls of the Slain
  8. Рождественская повестьA Christmas Ghost Story
  9. На похоронахShe At His Funeral
  10. Прощанье на перронеOn the Departure Platform

Все стихотворенияAll poems



Количество обращений к поэту: 19844



Последние стихотворения

Поддержать сайт

To English version


Рейтинг@Mail.ru

Английская поэзия. Адрес для связи eng-poetry.ru@yandex.ru